Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Что на самом деле случилось с Japan Airlines

Lowcosts.ru  Журнал  Что на самом деле случилось с Japan Airlines

В конце прошлого года известие о грядущем банкротстве одной из крупнейших авиакомпаний Азии, японской Japan Airlines потрясло всех. Цена компании упала до стоимости одного приличного самолета. Её бы за столько и купили, если бы она продавалась. Однако за честь японской авиации решило вступиться правительство страны, которое в январе 2010 года приняло решение о спасении Japan Airlines.

Акции Japan Airlines в йенах в январе 2010 года

На рисунке представлен график стремительного падения цены на акции Japan Airlines в январе 2010 года. В течение пары недель стоимость упала до 4 йен за акцию. Бумага, на которых они напечатаны, и то стоит дороже.

[an error occurred while processing the directive]

На конец 2009 года долги авиакомпании Japan Airlines составляли около 25 миллиардов долларов США. Сумма астрономическая. Однако, правительство во главе с премьер-министром Юкио Хатойамой решило все-таки попробовать спасти авиакомпанию, приняв программу по реструктуризации.
С марта 2010 года акции Japan Airlines  уходят с токийской фондовой биржи. Долги перед частными владельцами акций аннулируются. А это без малого 60% всех акций.
15700 человек, работающих в Japan Airlines будут уволены. А это без малого треть всего персонала авиакомпании. Кроме того, авиакомпания на половину снизит пенсионные выплаты.
Прекращены рейсы по 13 международным и 20 внутренним направлениям.
53 самолета из 279 выведены из эксплуатации. Контракты на покупку 70 новых самолетов заморожены. Boeing враз лишился оптового покупателя своих новых Boeing 787 Dreamliner.

Масштабы деятельности авиакомпании потрясают. А то, что все это работает в минус, ужасает даже обывателей. На первый взгляд кажется, что проблемы у Japan Airlines те же самые, что и у многих других авиакомпаний в период кризиса – резкое снижение пассажиропотока, подорожавшее авиационное топливо и прочие растущие операционные расходы. Действительно, люди стали реже летать. Однако болезнь Japan Airlines проистекает не отсюда.

 С 1951 года, когда Japan Airlines была основана, эта авиакомпания устанавливала стандарты в сфере обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности полетов. Однако история Japan Airlines – это не только лидерство в области гражданской авиации. Успех авиакомпании всегда строился на политике. Цифры, свидетельствующие о росте пассажиропотока постоянно завышались, чтобы министерство транспорта Японии могло оправдать ими затраты на строительство новых региональных аэропортов даже в тех регионах, где было достаточно железнодорожного сообщения.
Сейчас в Японии 98 региональных аэропортов. Их инфраструктура находится в рабочем состоянии только за счет поддержки со стороны министерства транспорта, хотя большинство региональных рейсов являются убыточными.

Картину маслом завершает факт о том, что во главе Japan Airlines по традиции вставали бывшие чиновники от министерства транспорта Японии, «сошедшие с небес», как говорят в стране восходящего солнца.
Тотальная некомпетентность в управлении привела к тому, что последний из упоминавшихся выше 98 аэропортов, аэропорт Ибараки, начал строиться всего в 80 км от центра Токио. Этот аэропорт, который, по идее, должен был создать еще несколько сотен рабочих мест и стать источником прибыли для региона, по подсчетам экспертов не смог бы обслужить даже 200 тысяч пассажиров в год. Не смог бы не потому что не мог, а потому что там не откуда взяться такому количеству пассажиров. А 200 тысяч для аэропорта – это ничтожно малая цифра. Ни о какой прибыли тут и речи быть не может.
Однако общественности был представлен другой проект обоснования инвестиций, в котором сообщалось о миллионе пассажиров в год, которые ждут не дождутся нового аэропорта в этом регионе.
В итоге аэропорт был построен. Мощный аэропортовый комплекс с двумя взлетно-посадочными полосами сегодня обслуживает один единственный рейс в сутки – из Сеула.

Таких вопиющих примеров бездарной неэффективности и коррупции на самых высших уровнях, связанных с деятельностью Japan Airlines можно привести множество. К сожалению, в Японии очень сильно влияние власти на бизнес.
Главный международный аэропорт Японии, аэропорт Нарита, находящийся в 60 км на северо-восток от Токио, закрывается 11 вечера и открывается только в 7 утра. График работ построен таким образом, чтобы несколько местных фермеров, могли высыпаться по ночам. Этот же график не позволяет сотням тысяч пассажиров удобно стыковать рейсы.
Региональный токийский аэропорт Ханеда построен на насыпном острове. Чутко спящих по ночам фермеров там нет, поэтому работа аэропорта ведется круглосуточно. Это крупный аэропорт с 4 ВПП, который запросто может обслуживать и часть международных рейсов. Однако, как только это рациональное предложение было внесено новым министром по транспорту Сейдзи Маехарой, губернатор провинции Чиба (где находится аэропорт Нарита), пришел в ярость, поскольку доходы его аэропорта в этом случае снизились бы. В итоге, неплохая идея по решению транспортной проблемы была задвинута.

Теперь вы представляете, в какой обстановке пришлось долгие годы работать крупной авиакомпании с государственной поддержкой. Вполне естественно, что эффективность авиакомпании была принесена в жертву политическим играм местных чиновников.

Сейчас билет на рейс Japan  Airlines из Токио в Хоккайдо (северная провинция Япония) стоит около 10000 йен (120 долларов США).   Чтобы окончательно не потерять пассажиров (на радость нескольким японским low cost авиакомпаниям), Japan Airlines намерена снизить цены по этому направлению до 23 долларов. Рейсы продолжатся на самолетах Boeing 747, которые даже при максимальной загрузке не обеспечат прибыли по таким ценам, поскольку славятся высоким уровнем потребления топлива. Где логика?

 

Евгений Зубрилин
28.02.2010 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]