Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Худший год в истории авиации

Lowcosts.ru  Журнал  Худший год в истории авиации

Со времен второй мировой войны гражданская авиация не знала таких масштабных спадов. Однако 2009 год превзошел все пессимистические прогнозы по отрасли. Количество пассажиров упало на 3,5%, несколько крупнейших авиакомпаний оказались на грани банкротства. Разорившихся авиакомпаний помельче никто даже и не считал.
«2009 год войдет в учебники истории как худший год за всю историю гражданской авиации», - цитата из заявления главы Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA) Джованни Бисигнани.

SkyEurope Airlines

Красивые яркие самолеты авиакомпании Sky Europe Airlines больше никто не увидит в аэропортах Европы.

[an error occurred while processing the directive]

Попробуем вспомнить наиболее значимые события в 2009 году.
Для начала, кратко пробежимся по бюджетным авиакомпаниям. Обанкротились и прекратили свое существование бюджетные авиакомпании Sky Europe и Flyglobespan.   Прекратила свои полеты германская авиакомпания Bluewings. Датская авиакомпания Sterling Airlines также пошла на дно.
Как ни странно, но на этом всё. Бюджетные авиакомпании оказались гораздо лучше приспособлены для конкурентной борьбы за пассажиров в условиях кризиса. Собственно говоря, в 2009 году прекратило свое существование не больше дискаунтеров, чем в другие годы. Одновременно с этим возникло несколько новых low cost авиакомпаний.

Самые большие финансовые потери понесли крупные регулярные авиалинии по всему миру.
Агония итальянской  Alitalia достигла критической точки. Ее потери в 2009 году составили почти 1 миллиард евро.  И если раньше, были желающие купить Alitalia, то теперь на стороне авиакомпании осталось только итальянское правительство, для которого Alitalia стала такой же бездонной бочкой, как и ВАЗ для России.
Обнародованы данные об удручающем состоянии одной из крупнейших авиакомпаний Азии, Japan Airlines, которая, похоже, прекратит свое существование в том виде, в котором ее все знали. Этому будет посвящен отдельный материал на сайте lowcosts.ru.
Отдельно стоит упомянуть о проблемах British Airways, которая в 2009 году потеряла более 600 миллионов фунтов стерлингов. Дело дошло до того, что руководство авиакомпании попросило своих служащих поработать некоторое время бесплатно. К чему это привело, вы все видели. Февральская (февраль 2010 года) забастовка работников British Airways , думается, привет к коллапсу авиакомпании. Масла в огонь подлило неудачное слияние British Airways и испанской Iberia, которая, оказалась тоже затянута в черную дыру финансовых проблем.
Национальная авиакомпания Аргентины Aerolineas Argentinas обошлась бюджету страны в 600 миллионов долларов. Именно столько понадобилось вложить денег в погибающую авиакомпанию, чтобы та оставалась на плаву. Однако ситуация не улучшилась. Aerolineas Argentinas по прежнему теряет 1,9 миллиона долларов в сутки на убыточных маршрутах.
Не лучше обстоят дела и в США. В частности, United Airlines за 2009 год тоже не досчиталась около 1 миллиарда долларов. И хотя, относительно масштабов этой авиакомпании это не очень большая сумма, компанию все же ждет реструктуризация. В начале 2010 года уже было объявлено о возможном слиянии United Airlines и US Airways, которые будут вытягивать друг друга из кризиса.
Скандинавский консорциум SAS Group, в состав которого несколько авиакомпаний, объявил об убытке в 400 миллионов долларов в 2009 году. Кризис настолько сильно сказался на SAS, что дело дошло до продажи доли в Spanair, airBaltic и bmi другим инвесторам. Также планируется сокращение парка самолетов и количества маршрутов.

В общем и целом, авиакомпании всего мира потеряли на спаде пассажиропотока в 2009 году почти 11 миллиардов долларов по данным IATA. 2010 год выглядит несколько лучше в прогнозах экспертов - потери авиакомпаний в 2010 году составят 5,6 миллиардов долларов. В общем, страшное уже позади, но радоваться пока рано.
В заключение стоит также отметить, что падение спроса на пассажирские авиаперевозки привело в упадок целую отрасль. Пострадали не только авиакомпании, но и производители самолетов, которые лишились сотен заказов на будущее. Аэропорты также лишились прибыли от отмены рейсов многих авиакомпаний. Были освобождены от работы сотни тысяч специалистов. Общий мультипликативный эффект от спада в отрасли не поддается исчислению.

 

Евгений Зубрилин
27.02.2010 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]