Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Электрические самолеты

Lowcosts.ru  Журнал  Электрические самолеты

Все просто. Электрические самолеты – самолеты, использующие электромоторы и аккумуляторы вместо двигателей внутреннего сгорания и авиационного топлива. В силу особенности технологии, реактивные самолеты оставим в стороне.

Теоретические преимущества электрических самолетов многочисленны и очевидны. Если не вдаваться в подробности, то электрические самолеты:

  1. Экологичны
  2. Безопасны
  3. Бесшумны
  4. Дешевы в эксплуатации

В общем, всем хороши, с какой стороны ни посмотришь. На практике все сложнее. Хотя разработка подобных летательных аппаратов ведется с 70-ых годов прошлого века, особых достижений пока что не видно. Однако, обо всем по порядку.

Впервые серьезным изучением потенциала электрических самолетов исследователи озаботились в середине 70-ых годов 20 века, когда были испытаны на практике первые прототипы таких аппаратов как Sunrise, Solar Riser, Solar Challenger, Solair и т.д. Как вы можете понять из названий, все аппараты в той или иной степени задействовали солнечные батареи, чтобы подпитывать аккумуляторы во время полета. Использование только аккумуляторов отпало сразу. 3 минут работы двигателей от аккумуляторов хватит разве что на взлёт. В любом случае, это были лишь самоделки, хотя и довольно интересные по конструкции.

Все изменилось, когда в игру вступило NASA.  Если кто не знает, то вторая буква в аббревиатуре означает слово «air», так что не космосом единым, как говорится…
Отныне (а точнее, начиная с начала 90-ых годов) все крупные, в том числе и частные проекты на эту тему в той или иной степени поддерживаются NASA, а иногда и напрямую спонсируются им.

Sunseeker

Sunseeker

[an error occurred while processing the directive]

Из успешных проектов  этого периода следует отметить американский Sunseeker, разработка которого велась в 80-ых годах. Этот самолет имел небольшой аккумулятор, позволявший задать самолету начальную скорость при взлете. Дальше в дело вступали солнечные батареи на поверхностях крыльев, которые подзаряжали аккумулятор и позволяли электромотору толкать самолет без особого труда.   Поскольку самолет был планерообразного вида, то во время парения пилот мог отключать электромотор и использовать набегающие потоки воздуха для вращения винта, который передавал усилие на вал генератора и обеспечивал дополнительную зарядку аккумулятора.
Первый Sunseeker поднялся в воздух в 1990 году и не без помощи пилота Эрика Реймонда пересек территорию США.
Второй Sunseeker, построенный в 2002 году, получил более мощный электродвигатель и более крупные крылья с усовершенствованными солнечными элементами. В 2009 году этот самолет совершил полет через Альпы.

Появившиеся в начале 2000-ых топливные элементы также заинтересовали конструкторов. Компания Boeing построила прототип Boeing Fuel Cell Demonstrator – одноместный самолет в корпусе Diamond Super Dimona HK-36 с электродвигателем, работающий на топливных элементах.
Тестовые полеты прошли в начале 2008 года и, по всей видимости, показали неплохие результаты, поскольку Boeing продолжил эту программу.

Японская компания Matsushita совместно с токийским технологическим институтом разработала и построила прототип легкого самолета, который работает на батарейках. На самых обычных пальчиковых батарейках формата AA. Неизвестно, какие цели преследовал этот проект, наверное рекламу батареек марки Panasonic, но его уж точно не назовёшь экономичным, экологичным и безопасным.

Китайцы также поучаствовали в строительстве электрических самолетов, но в отличие от японцев, подошли к этому серьезно. Для проекта Green Pioneer привлекли множество серьезных организаций, среди которых можно отметить Китайский исследовательский центр по развитию авиационной промышленности и Китайскую академию космических технологий. Прототип Green Pioneer представляет себе самолет со сложными по форме крыльями, спорных аэродинамических характеристик, однако которые позволяют разместить огромное количество солнечных ячеек с высоким процентом эффективности.
Прототип летает. Кроме этого, о Green Pioneer достаточно мало информации. Известно только, что в настоящее время ведется разработка второго Green Pioneer.

Электрический самолет – это не только площадка для испытаний новых технологий в авиации и энергетике. Электрический самолет можно купить прямо сейчас.

Yuneec International E430

Yuneec International E430

С апреля 2007 года компания Electric Aircraft Corporation поставляет на рынок ультралегкий самолет ElectraFlyer с 18-сильным электродвигателем, работающий от аккумуляторов. Никаких супердорогих солнечных батарей нет. При этом самолет позволяет совершить 90 минутный полет при полной зарядке. Стоит такой аппарат совсем недорого (для самолета), всего каких-то 20 тысяч долларов.

С 2009 года в США можно приобрести за 90 тысяч долларов китайский летательный аппарат под названием Yuneec International E430. Это двухместный самолет, работающий от мощных (но недолговечных) аккумуляторов. Одной зарядки хватит, чтобы пролететь расстояние в 200 км на скорости до 90 км/ч.

Еще один самолет на двигателях Yuneec в настоящее время проходит испытания в США. Компания  Flightstar Sportplanes  назвала свое детище e-Spyder. Он меньше своего китайского собрата, держится в воздухе всего 40 минут, зато и стоит не больше 25 тысяч долларов. Его продажи начнутся в 2010 году.

Ну а о самом известном проекте электрического самолета под названием Solar Impulse читайте в отдельном материале.

 

Евгений Зубрилин
17.12.2009 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]