Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

«Зеленые» инициативы в авиации

Lowcosts.ru  Журнал  «Зеленые» инициативы в авиации

Реактивные двигатели пассажирских авиалайнеров должны быть достаточно мощными не только, чтобы перемещать самолеты весом в несколько десятков тон со скоростью чуть ниже скорости звука, но и в целях безопасности, поскольку именно резервная мощность  позволяет посадить самолет в случае отказа одного или нескольких двигателей.
Однако пока что отказаться от реактивных двигателей в авиации не представляется возможным, поэтому исследователи, конструкторы и авиакомпании ищут альтернативные пути снижения нагрузки на окружающую среду.
В настоящее время, идет разработка по нескольким параллельным направлениям.

Снижение веса самолета.
Чем легче самолет, тем меньше он потребляет топлива. Авиакомпании напрямую заинтересованы в этом даже безотносительно экологии, поскольку расходы на авиационное топливо составляют значительную часть всех расходов любой авиакомпании.
Облегчить самолет можно внеся конструктивные изменения в сам корпус самолета, что доступно только производителям, а также сделав легче предметы в салоне самолета.
Сейчас корпорация Boeing находится на финальной стадии разработки лайнера нового поколения Boeing 787 и уже принимает на него заказы. Boeing 787 – новое слово в авиастроении. При его создании широко используются полимерные материалы, которые значительно превосходят титан, сталь и алюминий в плане веса конструкций и при этом не уступают им по характеристикам прочности и надежности.
Авиакомпании, в свою очередь, могут производить изменения в салоне самолета, устанавливая легкие пассажирские кресла и другие предметы интерьера. Так, например, американская авиакомпания Southwest Airlines начала переоборудование салонов всех своих 540 самолетов с целью снизить общий вес лайнеров. И хотя экономия в расчете на один самолет будет незначительной, в сумме авиакомпания планирует экономить до 10 млн. долларов в год только за счет этого. Экологический эффект также присутствует. За год Southwest Airlines будет сжигать на 10 млн. долларов авиатоплива меньше.

Конструктивные изменения.
Здесь прежде всего необходимо отметить такое простое, но гениальное изобретение, как винглеты (winglets).
Винглеты представляют собой небольшие вертикально установленные плоскости на концах крыльев самолетов, которые позволяют увеличить эффективность крыла. Они уменьшают турбулетные завихрения на концах крыльев и, соответственно, снижают сопротивление воздуха. Одновременно они добавляют немного подъемной силы. В совокупности эти улучшения влияют на потребление топлива самолетов.
Хотя эффект винглетов известен достаточно давно, по каким-то причинам их массовое внедрение в гражданскую авиацию началось лишь в конце 90-ых годов 20 века.

KLM на биотопливе

Boeing 747 авиакомпании KLM, работающий на биотопливе.

[an error occurred while processing the directive]

Авиационное биотопливо.
Существует мнение, что использование биотоплива в самолетах снижает вредные выбросы парниковых газов на 60-80%.
Биотопливо в промышленных масштабах научились производить относительно недавно. Оно производится из растительных материалов в процессе их ферментации. Полученный биоэтанол может использоваться для двигателей в чистом виде, однако пока еще он слишком дорог в производстве, поэтому на данном этапе его предлагается подмешивать к обычному авиатопливу.
В настоящее время производители самолетов тестируют биотопливо различных марок на предмет его эффективности. Одновременно ведутся исследования в сфере производства биотоплива с необходимыми параметрами, которые поддерживаются Международной Ассоциацией Авиационного Транспорта (IATA).
С 2008 года проводятся регулярные пробные полеты пассажирских самолетов, использующих биотопливо. В экспериментах участвуют авиакомпании Virgin Atlantic, Continental Airlines, KLM и другие.

В этой статье я не касаюсь отдаленных перспектив, когда самолеты будут использовать неизведанные пока что технологии будущего. Зато уже сейчас можно найти самолеты, оборудованные винглетами, салоном с пенополимерными креслами и хотя бы частично использующие биотопливо. Совокупный эффект – до 50% меньше вредных выбросов уже сейчас.

 

Евгений Зубрилин
10.12.2009 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]