Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Летим в командировку по электронному билету

Lowcosts.ru  Электронные билеты  Летим в командировку по электронному билету

Получившие распространение по всему миру электронные билеты (e-ticket) стали широко применяться и в нашей стране. Так, например, на конец 2008 г. электронные билеты продавались на рейсы более 20 авиакомпаний, осуществляющих пассажироперевозки как внутри страны, так и за рубеж.
"Что касается международных авиаперевозок, то с 1 июня 2008 г. всем авиакомпаниям - членам IATA (Международной ассоциации авиатранспорта) предписано отказаться от бумажных билетов и по возможности полностью перейти на электронные. На сегодняшний день в IATA входят шесть российских авиакомпаний: "Аэрофлот - российские авиалинии", "Трансаэро", "Волга - Днепр", "Владивосток - Авиа", ГТК "Россия" и S7 ("Сибирь").

Индивидуальному предпринимателю, претендующему на профессиональные налоговые вычеты, надо иметь представление о составляющих такого билета и об особенностях учета расходов на его приобретение.

Покупаем электронный билет

Для начала разберемся, что представляет собой электронный билет. Это документ, удостоверяющий договор перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке представлена в электронно-цифровой форме. Бронирование билета на рейс осуществляется стандартным образом, однако информация о путешествии, отражаемая в авиабилете, не печатается на бланке, а хранится в специальной базе данных авиакомпании в электронном виде.

Плюсы такой формы проездного документа налицо. Во-первых, значительная экономия времени - при приобретении билета на сайте авиакомпании не надо ехать в кассу или аэропорт, чтобы оформить его до вылета. Во-вторых, билет хранится в электронном виде, поэтому не может быть забыт, потерян или украден.

Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134. Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон (число купонов может составлять от одного до четырех в зависимости от количества рейсов), электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут-квитанции обязательно.

Примечание.
Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

Электронные купоны (полетный, контрольный и агентский) должны содержать следующую информацию: наименование и (или) код перевозчика, номер, дату и время рейса, наименование и (или) коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса, код класса и статуса бронирования.

В маршрут-квитанции, помимо информации, аналогичной той, что отражена в купонах, указываются: сведения о пассажире (фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность); тариф (если применяется - эквивалент тарифа); итоговая стоимость перевозки; форма оплаты; сборы (если применяются); наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.

В соответствии с п. 2 Приказа N 134 маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции. Если маршрут-квитанция оформлена не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или составленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

Электронные билеты бронируются как в офисах продаж авиакомпании, так и через ее сайт. Оплатить их можно любым способом - банковской картой, по наличному или безналичному расчету. Если бронирование осуществляется через сайт авиакомпании, пассажиру по электронной почте приходит письмо с информацией о факте бронирования и оплаты (маршрут-квитанция). В таком случае пассажир сам распечатывает маршрут-квитанцию на обыкновенном листе бумаги.

Для прохождения процедуры регистрации в аэропорту достаточно предъявить паспорт и назвать код бронирования. Маршрутную квитанцию лучше распечатать и взять с собой. Она не является необходимой для прохождения регистрации, но может понадобиться: в российских аэропортах - для предъявления службам авиационной безопасности, перед тем как зайти в аэропорт, а при полете за рубеж - во время прохождения паспортного контроля как доказательство того, что пассажир имеет обратный билет или следует далее.

На маршруте, где применяется электронный билет, иногда выписывается и бумажный авиабилет, за оформление которого авиакомпанией может быть установлен дополнительный сбор.

Учитываем расходы на приобретение

Согласно п. 1 ст. 221 НК РФ физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов. Данные вычеты принимаются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Для целей налогообложения расходы на покупку электронного авиабилета можно учитывать наряду с затратами на приобретение обычных билетов. Вопрос в том, какие оправдательные документы надо будет предъявить индивидуальному предпринимателю в случае налоговой проверки.

По мнению Минфина, которое он неоднократно выражал в своих Письмах (от 17.07.2007 N 03-03-06/4/99, от 13.08.2007 N 03-01-10/6-239, от 11.10.2007 N 03-03-06/1/717, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/893), если для поездки в командировку был приобретен авиабилет, составленный в бездокументарной форме, оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться распечатка электронного документа на бумажном носителе и посадочный талон.

Примечание. Дубликаты посадочных талонов, полученных при посадке в самолет, не выдаются, поэтому талоны необходимо сохранять.

Кроме того, как следует из писем того же Минфина, при приобретении работником электронного билета для поездок в командировки на территории Российской Федерации и за рубеж документами, подтверждающими осуществленные расходы, могут являться маршрут-квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности (Письмо от 27.08.2007 N 03-03-06/1/596). Аналогичной позиции придерживаются и московские налоговики (см. Письма УФНС по г. Москве от 27.08.2008 N 22-12/081206, от 07.07.2008 N 20-12/064113).
Вместе с тем, по мнению Минфина, расходы на приобретение работником электронного авиабилета также могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если данные расходы имеют косвенное подтверждение, то есть, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей, и иных оправдательных документов, составленных по унифицированным формам первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, а также распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (в частности, фамилии пассажира, маршрута, стоимости билета, даты полета) (Письма от 17.07.2007 N 03-03-06/4/99, от 07.09.2007 N 03-03-06/1/649, от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476).

Л.Д.Миронова
Эксперт журнала
"ИП: бухгалтерский учет
и налогообложение"

"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение",
2009, N 2

 

2010 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]